Процессуальный кодекс — нормативно правовой акт штата Сан-Андреас, регламентирующий правила и порядок действий сотрудников правоохранительных органов, устанавливающий процесс правосудия по различным судебным делам, а также постановлений судов и иных органов. Является основным источником процессуальных норм.

Том I. Процедуры задержания, ареста, суда.

Глава 1. Основания задержания подозреваемого

1.1. Правоохранительные органы вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, либо штрафная санкция, кроме случаев прописанных в законодательстве, при наличии одного из следующих оснований:

1.1.1 Когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;​
1.1.2 Когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.​
1.1.3 Когда есть фото или видео фиксация совершенного преступления этим лицом.​
1.1.4 Когда имеется ориентировка на транспортное средство или данное лицо.​
1.1.5 Когда 3 и более свидетелей указывают на данное лицо как на совершившее преступление.​

1.2. При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если сотрудником с согласия руководителя органа в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу, либо в соответствии другого нормативного документа или указа уполномоченного лица.
1.3. Если лицо намеренно скрывает свою личность без законных на то оснований (( ношение маски )), то такое лицо может быть задержано вне хода расследования до установления личности.
1.4. Лицо, приближающееся к сотруднику правоохранительных органов, ближе чем на 6 метров во время исполнения прямых обязанностей сотрудника силовых структур, является приоритетной целью. У такого лица могут быть проверены документы.
Исключение: Согласие сотрудника, Различные процессуальные и иные действия сотрудника по отношению к приоритетному лицу.​
1.5. Автомобиль, который преследует колонну, или государственную машину может быть остановлен, находящиеся в ней люди могут быть задержаны на месте сотрудниками правоохранительных органов для выяснения обстоятельств.

Глава 2. Порядок задержания​

2.1 Если есть достаточные основания полагать, что подозреваемый совершил правонарушение, то сотрудник правоохранительных органов обязан произвести задержание лица в следующей последовательности:

2.1.1 Представиться и показать свой: значок, нашивку, бейдж, удостоверение, любой другой документ который послужит доказательством Вашей должности(можно пропустить если ситуация вокруг нестабильна)​
2.1.2 Надеть наручники на задержанного, после чего уведомить его о том, что он задержан.​

Примечание: Пункты 2.1.1 и 2.1.2 могут быть изменены в последовательности.​

2.1.2.1 В случае, если задержанному были нанесены ранения сотрудник обязан оказать первую медицинскую помощь.​
2.1.3 Зачитать правило Миранды. Если задержанному не ясны его права, зачитать второй раз.​
2.1.3.1 Правило Миранды: Вы имеете право хранить молчание. "Всё что вы скажете , может и будет использовано против вас в суде. Вы имеете право на адвоката. Если вы не можете оплатить услуги адвоката, он будет предоставлен вам государством. Вы имеете право на один телефонный звонок. Вам ясны Ваши права?"​
2.1.3.2 Если сотруднику правоохранительных органов грозит опасность, он имеет право зачитать права жителя штата в автомобиле или в участке.​
2.1.4 Подвести задержанного к автомобилю или любой другой горизонтальной поверхности.​
2.1.5 Провести первичный обыск.
2.1.5.1 Первичный обыск можно не проводить в случае если сотруднику и задержанному грозит опасность. В таком случае в участке будет проведен вторичный обыск.​
2.1.6 Посадить задержанного в служебный транспорт.​
2.1.7 Доставить задержанного в ближайший департамент правоохранительных органов.​
2.1.8 Провести вторичный обыск.​
2.1.9 Изъять все нелегальные предметы задержанного.​

Примечание: Маска изымается в здании департамента во время вторичного обыска.​

2.1.9.1 Изъять лицензию на оружие в случаях предусмотренных законом "Об обороте оружия".​
2.1.10 Огласить статьи, по которым подозреваемый задержан, и объяснить их значение.(по желанию сотрудника, либо если этого попросил задержанный)​
2.1.11 Провести допрос. (На усмотрение сотрудника правоохранительных органов).​

Примечание: Допрос проводится в присутствии адвоката по требованию задержанного.​

2.1.12 Внести все данные в DataBase.​
2.1.13 Поместить задержанного в Камеру Предварительного Заключения. При этом, если по статье Уголовного Кодекса может быть выписан штраф, сотрудник правоохранительных органов не обязан выписывать его.​
2.1.14 Во время всего процесса задержания сотрудник обязан вести видеосъемку с помощью BodyCam и хранить эту запись в течение 72 часов. В случае, если был составлен иск или жалоба на сотрудника, то сотрудник обязан хранить запись до окончания судебного или дисциплинарного разбирательства.​
2.1.15 Если в отношении задержанного не был завершён процесс ареста в течении 120 минут с момента его задержания, то такой задержанный подлежит освобождению.​
2.1.16 После помещение в КПЗ разъяснить право гражданина на возможность выйти под залог при помощи адвоката, в случае запроса вызвать адвоката.​

Исключение: Статьи запрещающие выход под залог: 6.6, 7.1, 12.1, 12.2, 12.3, 12.10.1, 13.7, 13.8, 14.1, 14.2, 14.3, 15.1, 15.2, 16.2, 16.7, 16.8, 17.2.​

2.2 Только адвокат имеет право присутствовать во время проведения всех следственных мероприятий: задержаний, обысков, выемок, допросов, очных ставок, предъявлений для опознания и других следственных мероприятий - наравне со своим доверителем.
2.2.1 Адвокат имеет право присутствовать и наблюдать весь процесс задержания, но не имеет права вмешиваться в следственные действия.
2.3 Задержание сотрудников FIB, LSPD, LSSD, SANG, USSS, EMS в случае нарушения таковым законов штата, происходит в соответствии с процессуальными нормами при наличии ордера от Генерального Прокурора. Сотрудник проводивший задержание или его непосредственный руководитель уведомляет вышестоящее руководство задержанного об этом в связь департамента.
2.3.1 Задержание сотрудников FIB, LSPD, LSSD, SANG, USSS, EMS может проводится без ордера, в случае если сотрудник низкого порядкового звания.
2.3.2 Задержание высокопоставленных лиц проводится при наличии ордера и в присутствии Генерального Прокурора или его заместителей.

Примечание: В случае отсутствия Генерального прокурора и его заместителей задержание должно проводиться в присутствии прокурора.​

Глава 3. Личный обыск​

3.1 Подозреваемый может быть подвергнут личному обыску в следующем порядке:
3.1.1 Если есть основания полагать, что у какого-либо лица могут находиться орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для дела.
3.2 Обыск в жилище и в частной собственности производится только при наличии ордера от Генерального Прокурора. О производстве такого обыска немедленно по его окончанию следователь или его руководитель уведомляют прокурора штата прилагая к такому уведомлению результаты проведенного обыска.
3.3 Обыск личного автомобиля может производится при наличия ордера или при наличии разрешения водителя такого ТС
Исключение: погоня, ориентировка, задержание.​

3.3.1 Правоохранительные органы вправе производить обыск автомобиля без получения ордера, если транспортное средство было замечено за нарушением законов (примечание: погоня, ориентировка, задержание) . Правоохранительные органы обязаны иметь доказательства, а именно видеофиксацию инцидента на BodyCam или другие средства видео-аудио записи.
3.4 Военнослужащие имеют право проводить обыск любого человека на территории NG даже, не имея на то оснований, исключая людей, обладающий государственной неприкосновенностью.
3.5 Обыск любого рода должен быть заснят сотрудниками на их BodyCam.
3.6 Обыск неприкосновенных должностных лиц осуществляется при наличии ордера от Генерального Прокурора.

Глава 4. Принципы процессуального кодекса​

4.1 Презумпция невиновности
4.1.1 Обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана.
4.1.2 Подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, лежит на стороне обвинения.
4.1.3 Все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены в порядке, установленном настоящим Кодексом, толкуются в пользу обвиняемого.
4.1.4 Обвинительный приговор не может быть основан на предположениях.
4.1.5 Лицо чья личность или имущество были подвергнуты необоснованному обыску или аресту, имеет право обжаловать это в суде. В таком судебном деле сторона, проводившая задержание, должна будет доказать правомерность своих действий.
4.2 Недопустимые доказательства:
любая информация, полученная от задержанного в ходе допроса до того, как ему были зачитаны его права, даже если есть звука или видеозапись где обвиняемый дает показания против себя.
показания потерпевшего, свидетеля, основанные на догадке, предположении, слухе, а также показания свидетеля, который не может указать источник своей осведомленности;
улики добытые незаконным путем, когда были нарушены положения действующих нормативно-правовых актов (изъятие орудия без ордера на обыск, изъятие незаконных вещей у лица с неприкосновенностью без судебного решения о снятии неприкосновенности и т.д.)

Глава 5. Охрана прав и свобод гражданина​

5.1 Суд, прокурор, сотрудники правоохранительных органов обязаны разъяснять подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, а также другим участникам судопроизводства их права, обязанности и ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих прав.
5.2 При наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам судопроизводства, а также их близким родственникам угрожают убийством, применением насилия, правоохранительные органы принимают в пределах своей компетенции в отношении указанных лиц все меры безопасности которые возможно.
5.3 Суд, прокурор, сотрудник правоохранительных органов обязаны немедленно освободить всякого незаконно задержанного, или лишенного свободы человека.
5.4 Лицо, в отношении которого в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также лицо, которое задержано по подозрению в совершении преступления, должно содержаться в условиях, исключающих угрозу его жизни и здоровью.
5.5 Ограничение права гражданина на тайну переписки, телефонных и иных переговоров допускается только на основании ордера Генерального Прокурора.

Глава 6. Право на обжалования действий при задержании​

6.1 Гражданин вправе обжаловать действия правоохранительных служб подав жалобу на сотрудника руководителю соответствующего ведомства. Руководитель в праве взыскать дисциплинарную и уголовную ответственность со своего сотрудника и отменить решения вынесенные таким сотрудником.
6.2 Гражданин вправе обратиться с жалобой на сотрудника правоохранительного ведомства Генеральному Прокурору, после чего инициируется прокурорская проверка и возбуждение уголовного дела против сотрудника, если будут выявлены нарушения.
6.3 Гражданин вправе обжаловать действия сотрудников правоохранительных служб подав иск в суд. В ходе судебного разбирательства сотрудник проводивший задержание будет выступать со стороны обвинения, и должен будет доказать обоснованность своих действий.
6.4 Гражданам дается 48 часов с момента задержания или вынесения наказания для обжалования действий сотрудников правоохранительных органов, после чего решения вынесенные сотрудником правоохранительных органов вступают в законную силу.

Глава 7. Выпуск граждан под залог​

7.1 Выпускать граждан под залог имеют право только адвокаты состоящие в коллегии, с полным списком коллегии адвокатов можно ознакомиться в соответствующем разделе на портале штата.
7.2 Выпуск под залог возможен для всех граждан, кроме случаев предусмотренных законом.

Глава 8. Судебная система​

8.1 Окружной суд - суд первой инстанции рассматривает иски на возмещение морального, и материального вреда и дисциплинарных взысканий и/или преступлений предусмотренных УК SA. За исключением резонансных дел, подлежащих рассмотрению Верховным судом.
8.2 Порядок проведения окружного суда:

8.2.1 После подачи иска адвокатом представляющим сторону истца, судья должен рассмотреть иск на наличие достаточный фактических данных, если таковых данных к иску не прикреплено, то иск отвергается​
8.2.2 Судья назначает дату и место заседания суда​
8.2.3 В назначенное место, в назначенное время проходит заседание суда. Если одна из сторон не явилась на заседание, то судебный процесс идет в заочном порядке. Если на заседание суда не явились обе стороны, то суд закрывает дело.​
8.2.4 Суд проходит согласно внутреннему судебному регламенту.​
8.2.5 Судья выносит решение, которое может быть обжаловано в верховном суде.​
8.2.6 Апелляция подается на портале штата.​

8.3 Судья выносит постановление об отказе в принятии искового заявления в следующих случаях:
если нарушена форма подачи искового заявления установленная судом, которая опубликована на портале штата в момент подачи иска.
в случае, если Исковое заявление подписано не уполномоченным лицом;
отсутствуют фактические доказательства для обвинения (( нет IC данных));
истечения сроков давности (7 дней);
смерть подозреваемого;
отсутствуют фактические доказательства для обвинения (( нет IC улик )), а также не заявлено ходатайство об истребовании доказательств, в т.ч., но не ограничиваясь, видеозаписей с камер видеонаблюдения, если это требуется;
Важно: видеофайлы запрашиваются только из общественных мест, а также с боди-камер сотрудников, присутствовавших в момент совершения правонарушения, либо с камер других лиц, у которых она есть. В таком случае, этих лиц необходимо привлекать в качестве свидетелей;
в случае, если исковое заявление было отредактировано без соответствующего ходатайства об уточнении своих требований в исковом заявлении ((размещение ответа в той же теме));

8.4 В случае если дело переданное прокуратурой на рассмотрение в суд является особо громким, или имеет исключительную важность, судья имеет право назначить рассмотрение дела в верховном суде.
8.5 Верховный суд - суд высшей инстанции занимается особо громкими делами, является инстанцией окружного суда, а также занимается уголовными преступлениями за которые предусмотрено пожизненное заключение.
Рассматривается верховным судьей.
8.5.1 Порядок проведения верховного суда:
В случае если дело переданное прокуратурой на рассмотрение в суд является особо громким, или имеет исключительную важность, или подана апелляция на решение окружного суда. Судья назначает рассмотрение дела в верховном суде.
Судья назначает дату и место заседания суда.
В назначенное место, в назначенное время проходит заседание суда. Если одна из сторон не явилась на заседание, то судебный процесс идет в заочном порядке. При неявке одного члена коллегии присяжных заседателей, суд переносится на другое время.
Суд проходит согласно внутреннему судебному регламенту.
Судья выносит решение только по тем фактам, по которым коллегия присяжных заседателей путем анонимного голосования большинством голосов признала подсудимого виновным.
Решения верховного суда являются окончательными и обжалованию не подлежат.
8.6 Апелляция:

8.6.1 Если ответчик или истец не согласен с решением окружного суда, то каждая из сторон имеет право подать апелляцию, которая должна быть заявлена в течении 24 часов и реализована в течении 10 дней. Апелляции рассматриваются в Верховном суде.​
8.6.2 Участники судебного разбирательства в Окружном суде вправе подать жалобу в апелляционную коллегию Верховного суда (апелляционный суд) на постановления Окружного суда (суд первой инстанции), если они с таковым не согласны;​
8.6.3 Апелляция подается в Верховный суд в течение 24 (двадцать четырех) часов и подлежит рассмотрению и реализации в течении 10 дней. с момента вынесения постановления Окружного суда в полном объеме;​
8.6.4 Форма и содержание апелляционной жалобы должны соответствовать форме, подачи искового заявления;​

Важно: Постановления Верховного суда обжалованию не подлежат.​

8.7 Прецедентное право:

Судебные решения имеют юридическую силу закона и на них можно ссылаться, как на положения нормативно-правового акта. Если в каком-либо кодексе не описано преступление, но есть решение суда по такому правонарушению, то приговор такого судебного решения может является наказанием для других правонарушителей совершивших подобное преступление. Работает прецедентное право.​

Глава 9. Действия законов и подзаконных актов​

9.1 Конституция штата Сан Андреас и Федеральные Законы Соединённых Штатов Америки являются основными законами штата, особыми нормативными правовыми актами, имеющими высшую юридическую силу. Ни один закон, указ или подзаконный акт не может противоречить или отменять положения Конституции и Федеральных Законов. Если имеется такой закон который вводит противоречие с Конституцией, то выполняется положение Конституции, а положения закона не выполняются. Все неконституционный законы рассматривает Верховный Суд штата Сан Андреас и отменяет действия таких законов.
9.2 Законы и подзаконные акты могут дополнять и расширять положения Конституции, но не должны противоречить.
9.3 Законы имеют юридическую силу выше, чем подзаконные акты. Если положения подзаконного акта противоречит положениям каких-либо законов, то такой подзаконный акт не должен выполняться и должен быть отменен.
9.4 Внутренние регламенты, правила и приказы внутри гос.структур не могут противоречить законам и Конституции. Если такие внутренние правила есть, они не имеют юридическую силу по отношению к гражданским лицам, и лицам не являющимися сотрудниками такой гос.структуры.
9.5 Гос.структура может применять внутренние регламенты к гражданским лицам, и лицам не являющимися сотрудниками такой гос.структуры, если это связано с посещением закрытых и режимных территорий.

Том II. Правоохранительная Деятельность.

Глава 10. Основные направления деятельности​

10.1 Основные направления деятельности правоохранительных органов:
защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений;
выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
розыск лиц находящихся в розыске;
обеспечение безопасности на дороге;
государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников судопроизводства;
осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

Глава 11. Принципы деятельности правоохранительных служб

11.1 Правоохранительные службы осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.
11.2 Деятельность правоохранительных служб, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.
11.3 Сотруднику правоохранительных служб запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.
11.4 Полученные в результате деятельности сотрудников правоохранительных служб сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законом.
11.5 Правоохранительная служба обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено законом.
11.6 Сотрудник правоохранительных служб не может в оправдание своих противозаконных действий ссылаться на интересы службы.

Глава 12. Открытость и публичность​

12.1 Деятельность Правоохранительных служб является открытой для общества, кроме случаев когда процессуальные нормы (разглашение гостайны; разглашение информации по федеральному расследованию преступлению) могут быть нарушены.
12.2 Граждане имеют право получать достоверную информацию от сотрудников правоохранительных служб.
12.3 Граждане могут производить фото- и видеофиксацию действий сотрудников правоохранительных служб в общественных местах, c cогласия сотрудника.
12.4 Граждане не могут производить скрытую аудио и фото-видеофиксацию сотрудников правоохранительных служб.

Глава 13. Межведомственное взаимодействие​

13.1 Полиция Лос-Сантоса и Департамент Шерифа работают с региональными преступлениями:

13.1.1 Полиция Лос-Сантоса занимается делами окружной юрисдикции, которые были совершены на территории Лос-Сантос.​
13.1.2 Департамент Шерифа занимается делами окружной юрисдикции, которые были совершены на территории округа Блэйн.​
13.1.3 Полиция Лос Сантоса может передать дело Департаменту Шерифа в случаях, когда преступник скрылся на территории юрисдикции Департамента Шерифа и наоборот.​
13.1.4 Полиции Лос Сантоса и Департамент Шерифа вправе объединять свои усилия и проводить совместные операции по поимке таких преступников.​

13.2 Секретная Служба (USSS) работает с федеральными преступлениями, связанными:
с посягательством на жизнь первых лиц, на правительственные учреждения и Правительство в целом;
с коррупцией и совершением преступлений в Правительстве и других гос.структурах;
с разглашением государственной тайны и засекреченной информации
с неуплатой налогов, подделкой денег и иными экономическими преступлениями
13.3 Департамент Юстиции работает по следующим направлениям:
Окружные Прокуроры с материалами собственных расследований, либо поступившими от правоохранительных служб, для дальнейшего заведения уголовные дела и судебного процесса
USSS с федеральными преступлениями в области национальной безопасности, коррупции, организованной преступности.
13.4 В целях возбуждения уголовного дела и последующего судебного процесса, сотрудники правоохранительных служб должны передать материалы следствия и оперативных мероприятий Окружному Прокурору того округа где было совершено преступление.
13.5 Полиция Лос-Сантоса и Департамент Шерифа обязаны передавать материалы преступления федеральной юрисдикции органу - Федеральному Расследовательскому Бюро.

Примечание: Кроме случаем описанных в статье 13.2 настоящего кодекса.​

13.5.1 Федеральные правоохранительные службы могут забрать дела у Полиции Лос-Сантоса и Департамента Шерифа только в исключительных случаях по решению Генерального Прокурора, когда эти ведомства не справляются с делом, либо если дело является федеральным согласно УК.
13.5.2 Полиция Лос-Сантоса и Департамент Шерифа - независимые ведомства ,но подчиняются федеральным правоохранительным службам.
13.2.3 Правоохранительные службы всех юрисдикций обязаны всегда передавать любую информацию Секретной Службе, если эта информация связана с безопасностью первых лиц.

Примечание: В штате Сан-Андреас Секретная Служба имеет наивысший уровень доступа к информации и действиям по делам связанным с безопасностью первых лиц.

13.6 Правоохранительные службы могут кооперироваться для проведения совместных следственных мероприятий.
13.7 Сотрудник правоохранительной службы имеет право задержать другого сотрудника правоохранительной службы любой юрисдикции, при наличии ордера на арест, либо если он ввиду своего психического, наркотического или иного состояния несет непосредственную угрозу окружающим.
13.7.1 Агенты FIB специального отдела имеют полное право задерживать сотрудников государственных учреждений при наличии на то веских оснований без наличия ордера - нарушение Уголовного Кодекса, Процессуального Кодекса, Этического Кодекса, Уставов организации.

Примечание: Агенты должны при задержании руководствоваться статьей 2.3 настоящего кодекса.

13.8 Сотрудники Департамента Юстиции могут провести прокурорскую проверку внутри государственной организации.
13.9 При наличии ордера сотрудники Секретной Службы могут провести внутреннюю проверку государственных организаций, с целью выявления нарушений и преступлений.
13.9.1 Секретная Служба может повторную проверку организации только спустя 10 суток. Для этого Секретная Служба должна иметь свежий ордер.
13.9.2 Для проверок, когда имеется объективная и непосредственная угроза для первых лиц штата Сан-Андреас ордер не нужен.
13.10 Сотрудник Секретной Службы имеет право открыть огонь или применить силу к любому сотруднику правоохранительной службы, если такой сотрудник угрожает охраняемому лицу.
13.10.1 Секретная Служба имеет полное право не передавать информацию связанную с местонахождением первых лиц другим гос.структурам
13.10.2 Для задержания высокопоставленного лица, сотрудник правоохранительной службы должен иметь судебный ордер на арест со снятием неприкосновенности. При этом Секретная Служба должна быть заведомо уведомлена.
13.10.3 В таком случае Секретная Служба может оказать содействие правоохранительной службе и не должна заранее предупреждать о будущем задержании охраняемое лицо.
13.11 Во время объявления губернатором Чрезвычайного Положения, руководство по всем операциям возложено на высшее руководство USSS. Отдельные подразделения и спецназ Национальной Гвардии могут дислоцироваться в населенных пунктах штата Сан Андреас.
13.11.1 Сотрудники правоохранительных служб обязаны оказывать любую помощь, которую запросит USSS.
13.12 Во время объявления губернатором Военного Положения, руководство по всем операциям возложено на высший офицерский состав Национальной Гвардии, с Министром Обороны во главе. Армия Национальной Гвардии полностью занимает все населенные пункты штата Сан Андреас и выполняет свою деятельность согласно законам военного времени.
13.12.1 Сотрудники правоохранительных служб обязаны оказывать любую помощь, которую запросит Национальная Гвардия.

Том III. Применение мер принуждения правоохранительными службами.

Глава 14. Оцепление участков местности, жилых помещений, строений и других объектов​

14.1 Правоохранительная служба имеет право проводить по решению своего руководства, оцепление участков местности:
при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций;
при проведении мероприятий по предупреждению и пресечению массовых беспорядков и иных действий;
при розыске лиц, совершивших побег из-под стражи;
при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления;
при проведении контртеррористической операции, проверке сведений об обнаружении взрывчатых веществ или взрывных устройств либо ядовитых или радиоактивных веществ.
14.2 При оцеплении участков местности может быть ограничено или запрещено движение транспорта и пешеходов, если это необходимо для обеспечения безопасности граждан, проведения следственных действий.
14.3 Оцепление может осуществляться также в отношении жилых помещений, если это необходимо для предотвращения угрозы жизни и здоровью граждан, которые не могут быть защищены иным способом.

Глава 15. Применение огнестрельного оружия​

15.1 Если оружие обнажено, то при выстреле следует точно поразить цель. Производить предупредительные выстрелы запрещено.
15.2 Сотрудник правоохранительной службы имеет право применять огнестрельное оружие в следующих случаях:
Для защиты другого лица либо себя от насилия, опасным для жизни или здоровья;
Для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении у правоохранительной службы;
Для освобождения заложников;
Для задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни;
Для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление;
Для пресечения побега из мест содержания под стражей.
Для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных органов.
Для остановки транспортного средства путем его повреждения;
Для разрушения запирающих устройств, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения;

Глава 16. Применение специальных средств​

16.1 Сотрудник правоохранительной службы имеет право применять специальные средства в следующих случаях:
Для отражения нападения на гражданина или сотрудника;
Для пресечения преступления или правонарушения;
Для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику;
Для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;
Для задержания, конвоирования и охраны задержанных лиц, заключенных под стражу;
Для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий;
16.2 Сотрудник правоохранительной службы имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим кодексом разрешено применение огнестрельного оружия

Глава 17. Право на применение боевой техники, оружия, специальных средств и физической силы​

17.1 Сотрудники правоохранительных служб имеют право на применение боевой техники, оружия, специальных средств и физической силы лично или в составе подразделения, а командиры имеют право отдавать приказы об их применении.
17.1.1 В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник правоохранительных служб при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства, а также по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим кодексом, применять иное не состоящее на вооружении оружие.
17.2 Сотрудники правоохранительных служб не несут ответственность за вред, причиненный лицам и организациям при применении боевой техники, оружия, специальных средств и физической силы, если применение боевой техники, оружия, специальных средств и физической силы осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены законом.

Том IV. Правовое положение сотрудника правоохранительной службы.

Глава 18. Гарантии правовой защиты​

18.1 Сотрудник правоохранительной службы, выполняя служебные обязанности, выступает в качестве представителя государственной власти и находится под защитой государства.
18.2 Законные требования сотрудника правоохранительной службы обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами.
18.3 Государственная защита жизни и здоровья, чести и достоинства сотрудника и членов его семьи, а также имущества, принадлежащего ему и членам его семьи, от преступных посягательств в связи с выполнением служебных обязанностей осуществляется в порядке, установленном законодательством.
18.3.1 Меры государственной защиты применяются также в отношении близких родственников сотрудника, а в исключительных случаях - в отношении иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство в целях воспрепятствования законной деятельности сотрудника либо принуждения к изменению ее характера, а также из мести за указанную деятельность.

Глава 19. Ответственность сотрудника правоохранительной службы​

19.1 Сотрудник правоохранительной службы независимо от замещаемой должности несет ответственность за свои действия (бездействие) и за отдаваемые приказы и распоряжения.
19.2 За противоправные действия (бездействие) сотрудник несет ответственность, установленную законом.
19.3 Вред, причиненный гражданам и организациям противоправными действиями (бездействием) сотрудника департамента при выполнении им служебных обязанностей, подлежит возмещению.
19.4 Запрещено принимать любые подарки и услуги.
19.5 Запрещено разглашать любые сведения, полученные в результате служебной деятельности

Том V. Надзор за деятельностью правоохранительных служб.

Глава 20. Государственный контроль​

20.1 Государственный контроль за деятельностью правоохранительных органов штата Сан Андреас осуществляют Губернатор, Правительство, Мэры округов а также судебные органы и секретная служба(USSS) в пределах полномочий.

Глава 21. Сведения о лицах​

21.1 Сведения о лицах, оказывающих или оказывавших Секретной Службе содействие на конфиденциальной основе, представляются генеральному прокурору.
21.2 Сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществления деятельности Секретной Службы в предмет надзора генерального прокурора не входят.

Глава 22. Надзор Генерального Прокурора​

22.1 Генеральный Прокурор штата Сан-Андреас является должностным лицом, который следит за должным и адекватным исполнением законов правоохранительными службами на территории штата Сан-Андреас.
22.2 Генеральный Прокурор вправе заводить уголовные дела, если им будут выявлено неадекватное применение законов.

Том VI. Правоохранительные службы окружной юрисдикции.

Глава 23. Окружные департаменты​

23.1 Полицейский Департамент Лос-Сантоса (далее Полиция Лос-Сантоса) - правоохранительная служба, имеющая окружную юрисдикцию, возглавляемая Шефом.
23.1.1 Действует на территории округа Лос-Сантос, куда входит город Лос-Сантос и город Чумаш. Служба контролируется мэром Лос-Сантоса.
23.2 Департамент Шерифа - правоохранительная служба, имеющая окружную юрисдикцию, возглавляемая Шерифом.
23.2.1 Действует на территории округа Блэйн. Служба контролируется мэром округа Блэйн.
23.3 Окружные правоохранительные службы предназначены для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
23.4 Сотрудники окружных правоохранительных служб незамедлительно приходят на помощь каждому, кто нуждается в их защите от преступных и иных противоправных посягательств.

Глава 24. Действия сотрудников окружной правоохранительной службы за пределами своего округа​

24.1 Сотрудники окружной правоохранительной службы могут действовать за пределами своего округа:
на приграничных территориях между округом Лос-Сантосом и округом Блэйн;
в случаях преследования, когда подозреваемый покидает территорию округа;
по приглашению других правоохранительных ведомств, для консультации и межведомственного взаимодействия.

Глава 25. Обязанности окружных правоохранительных служб​

25.1 Принимать и регистрировать заявления и сообщения о преступлениях, совершенных на территории своего округа, а также на территории чужого округа, когда местный Департамент не может справиться или не имеет достаточное количество личного состава во время фиксирования такого сообщения.
25.2 Прибывать незамедлительно на место совершения преступления и пресекать противоправные деяния, документировать обстоятельства совершения преступления и обеспечивать сохранность следов преступления, если об этом известно.
25.3 Обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах и других общественных местах;
25.4 Принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, обеспечивать общественный порядок при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий.
25.5 Исполнять решения суда и конвоировать осужденных в места лишения свободы.
25.6 Осуществлять розыскную деятельность в целях пресечения и раскрытия преступлений, а также производить идентификацию личности, когда есть обоснованные подозрения полагать что гражданин совершил преступление.
25.7 Принимать меры по идентификации лиц, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут сообщить сведения о себе.
25.8 Участвовать в мероприятиях по противодействию терроризму.
25.9 Проводить лабораторные экспертизы.
25.10 Участвовать в мероприятиях по контролю за обеспечением законных условий хранения гражданского оружия, боеприпасов, патронов к оружию, находящихся в собственности или во временном пользовании граждан.
25.11 Участвовать в обеспечении режима военного положения и режима чрезвычайного положения в случае их введения на территории штата Сан Андреас.
25.12 Изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно обороноспособные, находящиеся у них без специального разрешения;
25.13 Осуществлять государственную защиту потерпевших, свидетелей, судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц участвующие в судопроизводстве или участникам уголовного дела, которым угрожает опасность.

Глава 26. Права окружных правоохранительных служб.​

26.1 Требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий.
26.2 Идентифицировать граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске.
26.3 Вызывать граждан и должностных лиц по расследуемым уголовным делам, а также в связи с проверкой зарегистрированных заявлений и сообщений о преступлениях.
26.4 Патрулировать населенные пункты своего округа, выставлять посты.
26.5 Требовать от граждан покинуть место совершения преступления, если это необходимо для проведения следственных действий.
26.6 Собирать доказательства и производить следственные действия.
26.7 Производить процесс ареста, обыска и другие действия согласно данному Кодексу.
26.8 Производить регистрацию, фото-, аудио- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, арестованных по подозрению в совершении преступления.
26.9 Останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на сотрудника обязанностей по обеспечению безопасности на дороге.
26.10 Проверять места хранения оружия, если имеются данные подозревать граждан в совершении преступления; проверять у граждан документы, подтверждающие законность владения ими гражданским оружием.
26.11 Участвовать в налоговых и экономических проверках.
26.12 Получать в целях предупреждения, выявления и раскрытия преступлений сведения, составляющие налоговую тайну.
26.13 Использовать в деятельности видео и фотоаппаратуру.
26.14 Привлекать граждан с их согласия к внештатному сотрудничеству; устанавливать негласное сотрудничество с гражданами, изъявившими желание конфиденциально оказывать содействие окружной правоохранительной службе на безвозмездной или возмездной основе.
26.15 Оказывать первую помощь любому лицу.

Том VI. Агентурная деятельность федеральных правоохранительных служб.

Глава 27. Лица, содействующие федеральным органам.​

27.1 Федеральные органы могут привлекать отдельных лиц с их согласия к содействию в решении возложенных на федеральные органы обязанностей на гласной и негласной основе, в том числе в качестве внештатных сотрудников.
27.1.1 Лица, оказывающие содействие федеральным органам, имеют право:
заключать контракт с федеральными органами о конфиденциальном сотрудничестве;
получать от сотрудников федеральных органов разъяснения своих задач, обязанностей и прав;
использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность;
получать вознаграждение;
получать компенсацию за ущерб, причиненный их здоровью либо имуществу в процессе оказания содействия федеральным органам.
27.1.2 Лица, оказывающие содействие федеральным органам, обязаны:
соблюдать условия заключаемого с федеральным органом контракта или договоренности о сотрудничестве;
выполнять поручения федерального органа, направленные на осуществление возложенных на них обязанностей;
не допускать умышленного предоставления необъективной, неполной, ложной или клеветнической информации;
не разглашать сведения, составляющие государственную тайну, и иные сведения, ставшие им известными в процессе оказания содействия федеральным органам.
27.2 Запрещается использовать конфиденциальное содействие на контрактной основе руководителей исполнительной власти, судей и мэров.
27.3 Сведения о лицах, оказывающих или оказывавших федеральным органам содействие на конфиденциальной основе, составляют государственную тайну и могут быть преданы гласности только с письменного согласия этих лиц и в случаях, предусмотренных законами.

Глава 28. Стадии применения силы.​

28.1 Стадии применения силы - последовательность и классификация возможных законных действий в отношении нарушителя закона со стороны сотрудника правоохранительного органа.
28.1.1 Первая стадия - Присутствие.

Эта стадия подразумевает присутствие сотрудника правоохранительных органов в штатной униформе. Присутствия с очевидной возможностью для субъектов понимать нахождение сотрудника правоохранительных органов, как правило, достаточно для выполнения требований закона и прекращения мелких правонарушений. В зависимости от обстановки и количества людей на месте, этот уровень применения силы может потребовать присутствия нескольких сотрудников правоохранительных органов для уверенного контроля ситуации. Расстегивание сотрудником кобуры и даже извлечение им оружия подпадают под этот уровень применения силы.​

28.1.2 Вторая стадия - Приказ.

Ясные и понятные устные распоряжения сотрудника правоохранительных органов субъекту применения стадии. В большинстве ситуаций сотрудник правоохранительных органов имеет право дополнять свои распоряжения предупреждениями о последствиях за неисполнение законных требований. Распоряжения должны быть исполнимыми и законными, а предупреждения должны соответствовать стадиям модели применения силы, в случае отказа субъекта выполнять законные требования. Вероятно, неисполнимым будет, например, требование лицу в инвалидной коляске встать. Исполнимым и законным будет требование водителю оставаться в машине и держать руки на руле.​

28.1.3 Третья стадия - Физическое воздействие без применения спец. средств.

К этой стадии относятся закладывание рук, нажатия на болевые точки и обычное применение наручников. На этой стадии существует вероятность нанесения легкого вреда здоровью, но очень мала вероятность причинения тяжкого вреда в виде переломов костей или разрывов связок. Также стадия включает в себя удары руками и ногами, сюда же может относиться применение дубинок и слезоточивых аэрозолей. Вероятность нанесения вреда здоровью субъекта в виде переломов, растяжений и разрывов связок, а также раздражений кожи, глаз и слизистой.​

28.1.4 Четвертая стадия - Применение не летальных спец. средств.

К этой стадии относится применение электрошоковых устройств, пластиковых пуль, водомётов. В некоторых моделях к этому уровню может относиться применение дубинок и слезоточивых аэрозолей. Как правило, специальные средства предназначены для воздействия на мышечную ткань, руки и ноги.​

28.1.5 Пятая стадия - Применение летальных спец. средств.

Под этой стадией воздействия подразумевается применение огнестрельное оружие. Однако в этом качестве может выступать и автомобиль (взятие на капот), и любое подручное оружие, обладающее необходимыми свойствами. На этой стадии воздействия очень вероятно причинение смерти или нанесение тяжкого вреда здоровью субъекта.​

28.2 Стадии применения силы должны соблюдаться в порядке, прописанном в данном кодексе, за исключением нестабильных или экстренных ситуаций, в таком случае можно предпринять пятую стадию без последовательности.